Система работы школы

Система работы школы в сфере духовно-нравственного воспитания


Изменения в социальной жизни нашей страны делают особенно актуальными проблемы духовности и морали. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее - формирование духовно богатой, высоконравственной и творческой личности.

Современная отечественная сельская школа оказалась в весьма сложной ситуации, когда речь идет о проблеме выжить и возродиться на новом уровне, необходимости поиска новых форм в обучении и воспитании учащихся. Традиционно замкнутая школа становится открытым образовательным учреждением, связанным разнообразными нитями с социальной средой.
 Всегда на школе лежала и лежит особая ответственность, потому, что общее среднее образование является фундаментом системы образования. Именно оно определяет уровень образованности нации, готовит подрастающее поколение к жизни, открывает возможности к самореализации, к личностным  достижениям, как в интересах самой личности, так и в интересах общества.
Каждое общество имеет свою меру традиционности, в нравственном отношении она определяется потребностью в установлении гармоничных отношений между разными поколениями людей, необходимостью связи настоящего с прошлым и его перехода в будущее. Поэтому, чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно передавать духовные ценностные ориентиры, на которых держалось всю историю своего существования.
Сельская же школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа
В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив Терской школы ищет оптимальные пути развития и перехода на качественно новый уровень образования путем адаптации существующих инноваций в области педагогической науки и практики к местным культурно – историческим условиям.
Сохранить и передать молодому поколению великую русскую культуру – такую цель поставил перед собой педагогический коллектив Терской средней школы. Накопленный опыт учебной, внеклассной и внешкольной работы позволил нам разработать программу образования и воспитания с включением этнокультурного компонента. Возникла идея создания новой школы – школы с этнокультурным компонентом образования.
Целесообразность обращения к углубленному изучению русской культуры в нашей школе была обусловлена следующими причинами:
  • Наличием контингента учащихся, лишенных в большинстве своем возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к ценностям национальной культуры.
  • Наличием заинтересованности данной проблемой педагогического коллектива.
  • Согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы.
  • Наличием связей школы с внешкольными учреждениями.
  • Наличием положительных результатов работы, заложивших основу для дальнейшей работы по освоению русской культуры.
Педагогическими условиями приобщения ребенка к народной культуре в школе являются:
  • создание творческого коллектива единомышленников;
  • обеспечение содружества детей, педагогов, родителей, где взрос­лые становятся ближайшими и надежными союзниками в интерес­ной работе;
  • широкий выбор видов деятельности;
  • максимальное использование социума школы;
  • погружение ребенка в мир творчества в результате занятий в сту­диях, кружках, секциях, мастерских, где всегда есть место для фан­тазии, изобретательности, открытий;
  • организация персональных и коллективных выставок детских творе­ний (поделки, рисунки, игрушки, сочинения, стихи), где демонстриру­ется творческая индивидуальность каждого, его неповторимость;
  • разработка и организация зрелищных праздников, в которых дети становятся творцами игровых действий;
  • создание нравственной атмосферы праздника, где создаются бла­гоприятные условия для творчества и раскрытия интересов и спо­собностей каждого, а ребенок оценивается не по факту участия, а по желанию проявить свое творчество, открыть себя как Личность.
  • педагоги стремятся школу сделать домом для детей, чтобы в ней нашел место, чувствовал себя комфортно каждый ребенок независимо от своих индивидуальных способностей.
В Терском восстанавлива­ются важнейшие функции школы - воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обуче­нии переносятся с увеличения объ­ема информации на познание, вос­питание и развитие, происходит переориентация со "знаниецентристской" системы преподавания на "культурообразную" систему, призванную обеспечить формиро­вание духовного мира человека, его приобщение к ценностям наци­ональной культуры. Мы стремимся установить оптимальное соотношение между обучением и воспитанием, так как свое предназначение видим, прежде всего, в формировании правильных ценностных ориентиров на основе обычаев и традиций русской культуры, личностного самоопределения и профессионального ориентирования учащихся, в обеспечении индивидуального развития каждого ребенка и в дальнейшем – формировании сознательных и ответственных граждан будущего общества.
Школа-лаборатория - это не только поиск новых технологий, форм и методов обучения и воспитания, но и передача передового педагогического опыта другим.