Воспитательная работа

Воспитание духовно-нравственной личности на культуре и традициях русского народа


Воспитание всегда на Руси было первично, оно являло собой суть обра­зования личности. Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, востребовано. Сегодня с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как культура и нравственность. Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования является значимой социально – педагогической задачей. Нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российского народа позволит обеспечить успешное социальное развитие России в 21 веке.
Мы считаем, что важным средством духовно – нравственного воспитания является народная педагогика. Испокон века нашу страну именовали Святой Русью. В это название всегда вкладывался глубокий нравственный смысл. Поэтому сейчас мы ищем духовный стержень нашей жизни в обращении к духовному опыту наших предков, ищем пути возвращения к истокам традиционной духовной культуры родной страны.
Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития и социализации личности подрастающего поколения. Социализация в ее широком смысле рассматривается нами как развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни под влиянием не только целенаправленного воспитания и обучения, но и сложного воздействия всей окружающей действительности.
Наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, но можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.
Использование в своей работе опыта народной педагогики по духовно – нравственному воспитанию школьников, этнокультурному образованию учащихся позволило нам подняться на более высокую ступень развития школы. С сентября 2010 г на базе Терской школы открыт Центр духовно – нравственного образования.
Превратить школу в центр духовно – нравственного воспитания на селе – сложная задача. Открытие центра – повышает авторитет школы, но одновременно и ставит перед педагогическим коллективом серьезную задачу: объединить усилия информационно – методического центра, культурно – образовательных учреждений района, родительской общественности по духовно – нравственному образованию подрастающего поколения. Мы находимся в самом начале этого нелегкого пути. Подходит к завершению первый год работы Центра, так называемый организационный этап. Основная задача данного этапа - разработка нормативно – правовой базы функционирования Центра.
 
За это время:
  • Проведено предварительное анкетирование, осуществлялась психологическая подготовка учащихся, родителей, коллектива педагогов по осуществлению перевода школы в новый режим функционирования;
  • Разработано и утверждено «Положение о Центре духовно – нравственного образования»;
  • Разработаны концепция развития воспитания; программа духовно – нравственного - воспитания;
  • Утвержден план работы Центра;
  • Разработана программа сотрудничества семьи и школы «Мы - одна семья»;
  • Формируется банк методических разработок по духовно – нравственному воспитанию.

В данном разделе представлен опыт работы школы, педагогов по духовно – нравственному образованию и воспитанию учащихся. Различные мероприятия позволяют увидеть многообразные формы и методы духовно – нравственного развития личности в условиях сельской общеобразовательной школы.