Курс «Основы православной
культуры».
Одна из актуальнейших в настоящее
время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно-нравственного
воспитания. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека,
многие россияне встали на путь православия и желают, чтобы их детей в школе
учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически
традиционной.Православие духовно преобразило народы России, сформировало
замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность,
мужественность, щедрость. Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и
текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и
представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством,
«крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и
обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех
основных живых сил, без которых не живут нации». Именно Православие
наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное,
моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о
справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Таким образом, с одной стороны,
Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный
опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется
желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом.
Совершенно очевидным становится
понимание того, что русский компонент образования подразумевает под собой
изучение основ православной культуры. Русский – значит православный. Для тех
школ, кто выбрал данную модель, это уже аксиома.
Предварительный опрос и
анкетирование родителей показали, что они поддерживают введение курса
основ православия в нашей школе. А итоговое анкетирование показало, что у
школьников, изучающих курс ОПК, в положительную сторону изменяются ценностные
ориентации, поведение, духовное развитие.
Основной целью курса является воспитание
духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту,
основанному на традициях Православия.
Основные задачи курса:
- ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями православной культуры; раскрытие содержания и смысла православного искусства;
- формирование нравственных ценностей жизни ребенка через православное знакомство с системой нравственных норм Православия;
- объяснение различий других традиционных вероисповеданий с православных позиций.
Реализация этих задач позволит
более эффективно решать и другие задачи:
- вырастить детей духовно и
телесно здоровыми;
- раскрыть духовные
дарования детей;
- взрастить любовь к своему
земному Отечеству – России и своему народу.
Основные принципы построения
программы.
- Христоцентричность. Основанием и содержанием Православия являются Иисус Христос и Его учение. Это – основная образовательная линия.
- Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях;
- Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание.
- Учет возрастных особенностей детей.
- Учет состояния сознания современного школьника. Необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.
- Учет интересов современного школьника. Курс должен быть построен так, чтобы в результате его изучения учащиеся на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы;
- библейская картина сотворения
мира;
- Ветхий и Новый заветы;
- земная жизнь Богородицы и
Иисуса Христа;
- особенности написания иконы;
- Православный храм в традициях
жизни православной семьи;
- Тамбовские подвижники
благочестия;
- храмы и монастыри Тамбовской
епархии;
- храмы Мичуринского благочиния.
Специфика курса предполагает
широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов,
фотографий, альбомов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и
CD-носителях.
В процессе обучения
используются творческие задания: сочинения, доклады, рисунки, изготовление
макетов и т.д., направленные на правильное усвоение знаний, их
актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни.
Существенную помощь оказывают
предметы из экспозиций школьного музея.
Столь высокая цель курса
предполагает и особые качества преподавателя. Преподавателем ОПК может
быть лишь человек, живущий ценностями Православной культуры, человек
глубоко воцерквленный, верующий, любящий Россию и детей. По идее, это
высказывание должно относиться и ко всем русским учителям. Таких, как мы
понимаем, не очень много. Но если из этого высказывания выбрать: «верующий,
любящий Россию и детей», то таких учителей у нас большинство. И отталкиваясь от
этого надо (несмотря на 20-30-летний стаж работы) через духовное развитие и
становление в первую очередь самих себя, заниматься становлением своих
учеников.
«Великая ответственность ложится
на русских учителей сегодня. Готовы ли они к своей высокой миссии? Наверное, во
многих случаях не готовы… но Россия не спрашивает, она требует… Она имеет право
надеяться, что все силы учительства будут отданы… благому делу сеять в России,
в умах и сердцах ее молодого поколения «умное, доброе, вечное», все то, что
основано на духовности».
Участие в I Международном детском творческом онлайн - конкурсе "Пасха Православная" (эссе)
Детские рисунки слайд-шоу