Основы православной культуры

Курс «Основы православной культуры».

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно-нравственного воспитания. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне встали на путь православия и желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость.  Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации». Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом.
Совершенно очевидным становится понимание того, что русский компонент образования подразумевает под собой изучение основ православной культуры. Русский – значит православный. Для тех школ, кто выбрал данную модель, это уже аксиома.
Предварительный опрос и анкетирование родителей показали, что они поддерживают введение  курса основ православия в нашей школе. А итоговое анкетирование  показало, что у школьников, изучающих курс ОПК, в положительную сторону изменяются ценностные ориентации, поведение, духовное развитие.
Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Основные задачи курса:
  • ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями православной культуры; раскрытие содержания и смысла православного искусства;
  • формирование нравственных ценностей жизни ребенка через православное знакомство с системой нравственных норм Православия;
  • объяснение  различий других традиционных вероисповеданий с православных позиций.

Реализация этих задач позволит более эффективно решать и другие задачи:
- вырастить детей духовно и телесно здоровыми;
- раскрыть духовные  дарования детей;
- взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.
Основные принципы построения программы.
  • Христоцентричность. Основанием и содержанием Православия являются Иисус Христос и Его учение. Это – основная образовательная линия.
  • Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях;
  • Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Учет состояния сознания современного школьника. Необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.
  • Учет интересов современного школьника. Курс должен быть построен так, чтобы в результате его изучения учащиеся на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы;

 Основные темы курса:
- библейская картина сотворения мира;
- Ветхий и Новый заветы;
- земная жизнь Богородицы и Иисуса Христа;
- особенности написания иконы;
- Православный храм в традициях жизни православной семьи;
- Тамбовские подвижники благочестия;
- храмы и монастыри Тамбовской епархии;
- храмы Мичуринского благочиния.

Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, фотографий,  альбомов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и CD-носителях.
В процессе обучения  используются творческие задания: сочинения, доклады, рисунки, изготовление макетов  и т.д., направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни.
Существенную помощь оказывают предметы из экспозиций школьного музея.
Столь высокая цель курса предполагает и особые качества преподавателя.  Преподавателем ОПК может быть лишь человек, живущий ценностями  Православной культуры, человек глубоко воцерквленный, верующий, любящий Россию и детей. По идее, это высказывание должно относиться и ко всем русским учителям. Таких, как мы понимаем, не очень много. Но если из этого высказывания выбрать: «верующий, любящий Россию и детей», то таких учителей у нас большинство. И отталкиваясь от этого надо (несмотря на 20-30-летний стаж работы) через духовное развитие и становление в первую очередь самих себя, заниматься становлением своих учеников.
«Великая ответственность ложится на русских учителей сегодня. Готовы ли они к своей высокой миссии? Наверное, во многих случаях не готовы… но Россия не спрашивает, она требует… Она имеет право надеяться, что все силы учительства будут отданы… благому делу сеять в России, в умах и сердцах ее молодого поколения «умное, доброе, вечное», все то, что основано на духовности».                                  





Участие в I Международном детском творческом онлайн - конкурсе "Пасха Православная"  (эссе)
    
Детские рисунки слайд-шоу